Какое масло заливать в двигатель?

Канистры с маслом

Данная статья не претендует на научный материал и написана исключительно с целью помочь начинающему авто владельцу сделать  более правильный выбор.
Какое масло заливать в двигатель своего железного друга.
Для начала надо определиться, о каком двигателе мы говорим, и в каких  условиях  он эксплуатируется.
Условно разделим моторы на несколько основных типов по годам их эволюции и оговорим, что речь  идет только о бензиновых моторах.
Итак:
К первому типу можно отнести все старые моторы (в основном до 1995 года)  - их  отличительная особенность-отсутствие  гидронатяжителей и, в большинстве случаях, гидрокомпенсаторов.
Ко второму типу можно отнести моторы следующего  поколения (ориентировочные годы выпуска с 1996 по 2002) – их особенность  от предыдущих  - наличие гидрокомпенсаторов клапанов, присутствуют  гидронатяжители цепи и  (или)  системы изменения фаз газораспределения, в которых используется все тоже моторное масло.
К третьему типу я причислю моторы (ориентировочно с 2000 года), использующие давление масла как управляющее и исполняющее в приводах изменения  фаз, а также гидрокомпенсация зазоров клапанов и натяжение цепей. В большинстве из них будет присутствовать турбина наддува и некоторые дополнительные системы, использующие масло мотора в качестве управления и охлаждения. Так же современные двигатели имеют большую литровую мощность, большую степень сжатия и работают они в более тяжелых условиях, чем их предшественники.  Это связано  с более жесткими нормами токсичности отработанных  газов и с требованиями,  предъявляемыми к моторам современных автомобилей, работающих  в крайне не благоприятных условиях, как например в мегаполисах.
К четвертому типу я отнесу все  моторы,  которые установлены на современные спорткары и моторы, доработанные и переделанные под спорт. Эта категория очень специфична  и в данной статье рассматриваться не будет.
По условиям эксплуатации можно разделить на несколько  групп:
  Тяжелые условия -  круглогодичное использование автомобиля в условиях мегаполиса  средней полосы. Подразумевает  работу мотора в «рваном» режиме (газ-сброс от светофора до светофора на первой, второй и реже на третей-четвертой передаче). Перепады температур от +30  летом до -30  зимой. Плюс ко всему работа не прогретого мотора в коротких поездках, особенно  в холодное время года.  Имеем малый пробег на счетчике километров при очень большом времени работы мотора на пониженных передачах измеренный в мото часах.
  Умеренные условия – это редкая езда по пробкам, поездки по загородным дорогам, редкая эксплуатация в условиях низких температур. Имеем примерно равное соотношение пробега в км и соизмеримое время работы двигателя, то  от чего  отталкиваются конструктора моторов при привязке планового ТО к пробегу.
  Легкие условия – поездки по автомагистралям в режиме средних и малых нагрузок. Имеем большие пробеги в км, при работе мотора с минимальными для него нагрузками.
Исходя из всего  выше сказанного, не сложно  понять, что чем сложнее мотор  и чем тяжелее  условия, в которых  он используется, тем выше будут требования, предъявляемые для масла, которое нужно  в него  заливать.
Попробуем разобраться, что происходит на рынке с маслами. Мы имеем три основные категории масел: синтетические, полусинтетические и минеральные.  Т.к. объять не объятное не возможно, я буду исходить из  того, что  живем мы в Северо-Западном регионе. Посему минералку оставим теплым краям, а у нас остается как всесезонное масло - синтетика  и полусинтетика. При  этом все современные масла данных категорий по допуску с запасом перекрывают требования производителей всех массовых автомобилей.  Но по качеству, температурному диапазону, моющим свойствам, они будут значительно отличаться. Формулы и таблицы приводить  не буду.  Вместо этого, подытоживая все выше сказанное, дам несколько  рекомендаций. Для первого типа рассмотренных моторов достаточно полусинтетического масла  со стандартными сроками замены. Для второго очень  желательно, а для  третьего обязательно использование синтетических масел, с соблюдением сроков замены привязанных к условиям эксплуатации. Чем тяжелее условия - тем чаще надо менять масло.
  Перекатанное масло теряет свои свойства, в том числе смазывающие и моющие.  Оседает на деталях мотора в виде твердых отложений, тем самым сужая каналы вплоть  до полного их  перекрытия. В особо запущенных случаях промывки масляной системы, без  частичной или полной разборки мотора, уже не помогают. Один из  примеров описан  тут. Учитывая, что  мы живем в стране, в которой подделку под именитого производителя купить проще, чем настоящий продукт, большой магазин не является гарантией. Вероятность  нарваться на подделку прямо  пропорциональна раскрученности марки. Поэтому рекомендую покупать масло  только  у проверенного поставщика или в сервисе, где вы постоянно  обслуживаетесь.  Там, где заинтересованы в долгосрочных  взаимовыгодных  отношениях с Вами,  а не в разовой прибыли, полученной с мимо проезжающего водителя.

                                                                                        СПб 2007

0
No votes yet